И снова перемены
1 сентября 2025 года в России начал действовать Федеральный закон № 140-ФЗ, который должен привести перевозчиков к расширению обязанностей и ответственности.

Главной целью нового закона является повышение открытости схем перевозок, защита данных и сокращение «нелегальных» схем.
Планируется постепенный ввод правил:
1. Защита данных и усиление ответственности. Суть заключается в том, что должны быть разработаны и внедрены программно-технические средства, которые будут обеспечивать защиту данных. Всю документацию о перевозках нужно будет хранить в течение трех лет после окончания срока действия договора. Также сюда относится ответственность грузоперевозчика за обнаружение запрещенных товаров и веществ. В таком случае, экспедитор обязан уведомить органы МВД и предоставить доступ для проверки. За нарушение этого пункта предусмотрен штраф до 1 млн руб.
2. Обязательная регистрация в реестре «ГосЛог». С 1 марта 2026 года все экспедиторы должны зарегистрироваться в реестре. Если регистрации нет – компания не сможет легально оказывать услуги. Существует ряд условий для вступления в реестр: руководитель не должен иметь судимости за экономические преступления; в течение года у компании не должно быть двух и более административных нарушений.
3. Переход на электронный документооборот. С 1 сентября 2026 года основная часть экспедиторских документов будет оформляться в электронном виде и направляться в ГИС ЭПД через аккредитованных операторов. Для транспортных компаний это будет очередным финансовым грузом – обучение персонала, внедрение новых технологий и электронных подписей.
Эксперты советуют не паниковать, а постепенно подготовиться к внедрению новшеств. Например, внедрить платформу для электронного документооборота, настроить внутренние процессы, разработать регламенты и инструкции для сотрудников.
По прогнозам специалистов, эти изменения сыграют роль «фильтра» для отрасли перевозок, более крупные смогут усовершенствовать и укрепить бизнес, а мелкие игроки покинут рынок.

Главной целью нового закона является повышение открытости схем перевозок, защита данных и сокращение «нелегальных» схем.
Планируется постепенный ввод правил:
1. Защита данных и усиление ответственности. Суть заключается в том, что должны быть разработаны и внедрены программно-технические средства, которые будут обеспечивать защиту данных. Всю документацию о перевозках нужно будет хранить в течение трех лет после окончания срока действия договора. Также сюда относится ответственность грузоперевозчика за обнаружение запрещенных товаров и веществ. В таком случае, экспедитор обязан уведомить органы МВД и предоставить доступ для проверки. За нарушение этого пункта предусмотрен штраф до 1 млн руб.
2. Обязательная регистрация в реестре «ГосЛог». С 1 марта 2026 года все экспедиторы должны зарегистрироваться в реестре. Если регистрации нет – компания не сможет легально оказывать услуги. Существует ряд условий для вступления в реестр: руководитель не должен иметь судимости за экономические преступления; в течение года у компании не должно быть двух и более административных нарушений.
3. Переход на электронный документооборот. С 1 сентября 2026 года основная часть экспедиторских документов будет оформляться в электронном виде и направляться в ГИС ЭПД через аккредитованных операторов. Для транспортных компаний это будет очередным финансовым грузом – обучение персонала, внедрение новых технологий и электронных подписей.
Эксперты советуют не паниковать, а постепенно подготовиться к внедрению новшеств. Например, внедрить платформу для электронного документооборота, настроить внутренние процессы, разработать регламенты и инструкции для сотрудников.
По прогнозам специалистов, эти изменения сыграют роль «фильтра» для отрасли перевозок, более крупные смогут усовершенствовать и укрепить бизнес, а мелкие игроки покинут рынок.